• Макарий (Невский), православный святой

    Святитель Макарий (Невский)

    Святитель Макарий (Невский)

    Святитель Макарий (Невский) митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая (в миру - Михаил Андреевич Невский) родился 1 октября 1835 г. в селе Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии (ныне - в составе Ивановской области) в семье причётчика храма. Русский.

    До обучения в семинарии носил фамилию Парвицкий.

    Отец - Андрей Иванович Парвицкий, причётник храма Рождества Пресвятой Богородицы села Шапкино.

    • 1854 г. - окончил Тобольскую семинарию (здесь ему дали фамилию - Невский), и, согласно своему желанию служить делу проповеди Евангелия, поехал в Алтайскую миссию рядовым сотрудником, хотя по блестящим успехам мог бы продолжить обучение в Академии. Образцом миссионерского служения для него стал преподобный архимандрит Макарий (Глухарёв) основатель Алтайской миссии, о жизни и трудах которого он слышал от очевидцев. Первое время святой служил чтецом, преподавал в Катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдалённые труднодоступные дикие места, изучал алтайский язык.
    • 16 марта 1861 г. - принимает монашеский постриг с именем Макария, в честь преподобного Макария Великого.
    • 17 марта 1861 г. - рукоположен в иеродиакона
    • 19 марта 1861 г. - рукоположен во иеромонаха. Теперь начинается его самостоятельное миссионерское служение. Сначала в Чемальском стане, а затем в Чулышмане. Успех проповеди мог быть лишь в том случае, когда народу несли слово Божие на его родном языке. Поэтому отец Макарий в совершенстве овладел алтайским языком и его наречьями. И многие годы он посвящает переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в Санкт-Петербурге и в Казани. В 1875 году отца Макария назначают помощником начальника Алтайской Миссии.
    • В 1883 г. - возводён в сан епископа Бийского и он становится начальником Алтайской миссии. В этой должности прослужил восемь лет. За это время число крещёных возросло до 19216 человек (во время основания миссии при преподобном архимандрите Макарии (Глухарёве) число крещёных —675 душ), число приходских храмов — до 49, открыто такое же количество школ и училищ с числом учащихся до 1168 человек.
    • За 36 лет своего миссионерского служения приобрёл всероссийскую известность.
    • В 1891 году его назначают епископом Томским. Святой считал, что пастырь должен быть готов "во всякое время износить из сокровищницы души своея для одних утешение, для других — наставление, для третьих — ободрение, а для иных обличение". Он занимался также попечительством: к концу пребывания его на Томской кафедре в Томске было одиннадцать церковно-приходских попечительств, занимавшихся сбором средств для бедных, шесть приютов для детей, ночлежный дом, пять богаделен. За время его служения в епархии было открыто 217 новых приходов, два женских монастыря, 229 церковно-приходских школ, 442 приходских попечительства.
    • Святитель предчувствовал грядущие события в России. В одном из своих поучений он говорил: "Мы переживаем смутные времена. Бывали на Руси лихолетия, но тогда было не так худо как теперь. Тогда были все за Бога, все желали знать, что Ему угодно; а теперь не то. Тогда были за Царя. Теперь опять не то. Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против Помазанника Его... В подмётных письмах и листках их мы читаем, что они, как вестники ада, жаждут разрушения, безпорядков... Их желание — всё перевернуть, чтобы голова стала внизу, а ноги наверху; чтобы честный человек ждал милости из рук босяка, которого они хотят сделать раздаятелем награбленного ими...". Владыка предрекал, обличая смутьянов: "Не хотите вы своей Русской власти, так будет же у вас власть иноплеменная".
    • В мае 1906 г. возведён в сан архиепископа.
    • А в 1912 году назначен митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. В Москве, как и в Томске, святительбольшое внимание уделяет катехизации народа, смело обличает нравственную распущенность современников, выступает против всего, что подтачивает "твердыню Церкви Божией".
    • Священномученик Арсений (Жадановский) писал: "Гордой столице не понравилось его простое учительство, его строго церковное патриархальное направление. Отшедшие от веры и доброй нравственности люди считали его за отсталого, неинтересного архиерея, а пастыри, ставившие на первое место не спасение пасомых, а свои личные житейские интересы, не находили себе в митрополите поддержки".
    • Владыка Макарий известен и как добрый восстановитель мира в афонских спорах об Имени Божием (1912 год). Его совесть не могла мириться с теми грубыми методами, какие были применены к русским имяславцам на Афоне — последователям древнего аскетического учения о внутреннем безмолвии (исихазме). И Святитель в 1914 году создал особую Комиссию при Московской Синодальной Конторе, которая определила учение имяславия Православным, не содержащим ереси и, таким образом, несправедливое решение Святейшего Синода относительно афонских старцев было упразднено.
    • В 1917 году, после Февральского переворота в газетах начинается кампания клеветы на святителя, который остался верен присяге Государю и отказался присягнуть Временному правительству. Его не допустили на Всероссийский собор 1917-18 годов. Святителя принуждают "как несоответствующего духу времени" — под угрозой заключения в Петропавловскую крепость — подать прошение об отставке. Это было явно беззаконное, противоканоническое действие со стороны Временного правительства, так как московские митрополиты, благодаря своему особому статусу, никогда не увольнялись на покой — ни по причине болезни, ни по старости. Кроме того, 82-х летнего святителя лишили положенного ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре — священноархимандритом которой он был — сослав в Николо-Угрешский монастырь.
    • Последние годы святой святой, забытый и покинутый почти всеми, находился в параличе, но не потерял способность говорить. Не раз посещал больного Владыку святитель Патриарх Тихон, последнее их свидание было в августе 1924 года, оба испросили друг у друга прощение.
    • Священномученик митрополит Пётр, став Патриаршим Местоблюстителем, просил у старца благословения и Владыка с любовью подарил ему свой белый клобук.
    • Выдающийся Святитель-миссионер, "Апостол Алтая", "Сибирский столп Православия", "живой Русский святой" — так называли его современники — почил 16 февраля 1926 года в посёлке Котельники Московской области Люберецкого района.
    • 1957 г. - перезахоронен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры — в храме Всех Святых, в земле Российской просиявших.
    • Причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе в августе 2000 года. Включен в Собор Московских святых

    Святитель Макарий был духовным писателем, имел дар умной сердечной молитвы, был строгий монах и аскет.

    Праздники святому установлены (по старому стилю):

    • 16 февраля
    • 22 августа (Моск.)
    • 5 октября (Моск. Свт.)